Александр Бабаев дал интервью для портала Apptractor

О начале долгосрочного сотрудничества с Яндексом, о приложении, обучающем детей письму, о проблемах рынка аутсорс-разработки и многом другом.

  1. Расскажите про компанию, когда была основана, почему выбрали направление мобильной разработки?
    В 2007 году, когда был выпущен первый iPhone, компания, в которой я работал, занималась автоматизацией бизнес-процессов на машиностроительных предприятиях (трудно представить себе область более далекую от мобильной разработки). Однако в свободное время мы решили поиграть с iPhone’ом – просто ради удовольствия.
    Тогда еще не было AppStore, поэтому разрабатывать приходилось без документации, фактически наугад. В 2008 году вышел iPhone SDK, и дальше понеслось: сначала мы сделали несколько приложений для себя, потом создали первый русскоязычный сайт, посвященный разработке под iPhone (мы писали и переводили для него статьи, готовили новости и т.д.), ездили на конференции и хакатоны, проводили мастер- классы по разработке под iPhone и т.д.. В какой-то момент к нам стали обращаться компании с вопросом, можем ли мы разработать для них приложение. Мы решили, что стоит попробовать, и через несколько лет оказалось, что мы только этим и занимаемся.
  2. Кто находится в числе ваших клиентов? Как удалось наладить с ними отношения?
    Из тех, про которых можем говорить: Яндекс, Северсталь, НетТрейдер, ФорексКлуб, Драйв2.ру и многие-многие другие. Часто приходят сами, некоторых находим мы. С Яндексом вышла вообще смешная история. На первом Питерском хакатоне, организованном Юрой Лифшицем, мы провели мастер-класс, а заодно решили быстренько разработать приложения для сервиса Яндекс.Электрички. За 24 часа сделали, потом еще за пару дней доработали и выложили в AppStore – пусть люди пользуются. Через месяц я получаю письмо от Apple, в котором они говорят, что хотели бы порекламировать это приложение, и интересуются, есть ли у нас права на использование данных о расписании электричек, которые мы показываем.
    Я пишу в Яндекс:
    – Мы тут случайно сделали для вашего сервиса приложение, а тут Apple спрашивает про права наданные.– Забудьте о вашем приложении, давайте вы нам нормальное лучше сделаете, – отвечают они.Так и начали с ними работать.
  3. У вас в клиентах есть HintSolution, насколько мы знаем, они же сами разработчики. Почему они решили обратиться к вам?
    У них на тот момент не было мобильной команды, поэтому они обратились к нам, и на начальном этапе мы сделали для них несколько проектов.
  4. Если не секрет, что вы делали для Яндекса?
    Могу сказать только про Яндекс.Электрички, с которых собственно и начались их мобильные приложения. К сожалению, остальное – это конфиденциальная информация, разглашать которую я не могу. Хотя очень хотел бы – там есть, чем похвастаться.
  5. Сколько человек работает в команде сейчас? Как распределены роли?
    У нас есть представительства в России, Израиле и США, но в компании постоянно работает всего около 20 человек: дизайнеры, разработчики, тестировщики, менеджеры. Разработка мобильного приложения – зачастую очень ограниченный по времени проект, который делает один, максимум два человека. Мы изначально решили, что будем нанимать только состоявшихся профессиональных разработчиков и дизайнеров, никаких middle или junior, поэтому мы очень небольшой командой смогли выпустить за 5 лет более 100 приложений. Наработанные за годы работы контакты позволяют оперативно привлечь еще несколько десятков профессионалов под конкретный проект, без потери качества готового продукта.
  6. Работа над каким приложением запомнилась больше всего?
    Наверное, самый большой и сложный проект, который мы делали в последние годы, был iTrace. Это наша собственная разработка – детское приложение, обучающее детей письму. Мы потратили на iTrace более человеко-года дизайна и разработки, но в результате смогли сделать лучшее приложение на рынке, которое стоит на первом месте в соответствующих выборках Apple и обновления которого регулярно попадают в выборку Best New Apps. Не говоря о том, что пару раз в неделю мы получаем письма от учителей или родителей, которые просто решили написать нам спасибо за то, что мы сделали полезную штуку. Это очень приятно! Кстати, недавно мы адаптировали приложение для русского языка, но пока не занимались его раскруткой в России.Очень интересно было разрабатывать приложение, которое управляет фитнес-оборудованием: человек бежит по беговой дорожке, а перед ним не дурацкий допотопный экран, а iPad, с которого он может менять скорость, наклон и прочие параметры. Более того, этот же экран показывает красивое видео, в котором человек бежит, скажем, по швейцарским Альпам, и чем быстрее крутится дорожка, тем быстрее двигается видео.
  7. Какие инструменты для разработки в основном применяете?
    Стандартные: Маки, iOS, Android SDK, Windows, Visual Studio. Для дизайна – продукты Adobe, практически весь спектр. Кроме стандартных вещей, мы активно используем приложения и сервисы JetBrains, в частности, AppCode, YouTrack. С разработчиками AppCode я активно контактирую и стараюсь по мере возможности помогать в разработке.
  8. Занимаетесь ли вы продвижением своих приложений? Если да, то какие каналы используете?
    Приходится заниматься. С тем же iTrace мы попробовали много разных вариантов. Для изначального привлечения внимания могут пригодиться конкурсы в Facebook или Twitter: мы разыгрывали несколько iPad Mini среди тех, кто залайкал нашу страничку в Facebook и рассказал о приложении своим друзьям. Однако в дальнейшем конкурсы перестали давать хоть какой-то значимый трафик, и мы от них отказались.Очень хорошо работают статьи на сайтах и в популярных блогах. В нашем случае это были публикации на IT ресурсах или в «мамских» блогах.
    Чего мы не пробовали и не собираемся, это обращаться к накрутке.
  9. Какие проблемы на рынке аутсорс разработки вы можете сейчас выделить?
    Во-первых, некомпетентность большого количества исполнителей. Типовая история (как в России, так и на западе), которую мы постоянно слышим: нам нужно было приложение, мы обратились в компанию «Рога и Копыта», которая сказала, что они без проблем за 50 тысяч рублей сделают нам всё, что нужно. Прошло полгода, мы потратили уже 100 тысяч рублей, приложение не работает, компания «Рога и Копыта» не может сказать нам, что происходит. В результате из-за таких «ведущих разработчиков мобильных приложений» начинают с подозрением относиться ко всем, кто предлагает услуги такого рода.Ну, а во-вторых, отсутствие понимания, что такое мобильное приложение. Костюм сшить на заказ, который сидит как влитой – это же вон сколько работы! А мобильное приложение – это намного проще, можно и по шаблону. Откуда там два (три, четыре…) месяца работы?
  10. Принимаете ли вы участие в конкурсах, хакатонах?
    Раньше мы участвовали почти в каждом мероприятии. Сейчас у нас не всегда есть на это время, и в конкурсах мы уже чаще участвуем в качестве судей. Например, в конце сентября меня пригласили в жюри российско-китайского конкурса студенческих проектов: ifmo.ru/viewrepo/4245/itogi_vstrechi__aturk_v_peterburge.htm, а в июне удалось поучаствовать как с докладом, так и в экспертном совете на Yandex Mobile Camp, events.yandex.ru/lib/talks/2004/.

logo_apptractor

Ссылка на статью: apptractor.ru/develop/aleksandr-babaev-devpocket-interview.html